|
Амосов Иван Афанасьевич
За 7 лет учебы они в совершенстве овладели английским и французским языками,
блестяще усвоили программу и были оставлены в училище для преподавания в младших
классах. Но Иван Афанасьевич мечтал о практической деятельности и по просьбе
своего дяди, Ивана Петровича, был назначен на Кронштадтскую судоверфь
руководителем ремонтных работ на фрегатах. Все порученные ему работы он, как
правило, выполнял досрочно и на высшем уровне. Через три года Ивана Афанасьевича
произвели в помощники корабельного мастера, а в 1823 перевели в Главное
адмиралтейство «иметь смотрение за черчением чертежей». На новом месте талант
Ивана Афанасьевича как конструктора кораблей раскрылся во всей полноте. Тем
более, что после смерти в 1824 году Александра I, тормозившего развитие флота,
началось усиленное строительство военных кораблей. Первым крупным кораблем Ивана
Афанасьевича был 84-пушечный «Гангут», затем 110-пушечный — «Император Александр
I». Командир линейного корабля «Гангут» капитан 2 ранга Александр Павлович
Авилов, находясь в дружеских отношениях с И. А. Амосовым, оказал влияние на
формирование у него прогрессивных взглядов лучших флотских гуманистов «лазаревской
школы»1.
1 Адмиралы П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, А. А. Попов и другие,
являвшиеся учениками адмирала М. П. Лазарева, были носителями передовых
взглядов, гуманизма, ярыми противниками жестокости и невежества. Их отличал
высокий патриотизм к России и глубокая забота о мощи родного русского флота.
Вскоре Ивана Афанасьевича направляют в Англию, а затем в Америку для изучения
опыта организации строительства паровых судов. По возвращении из командировки
Амосов назначается управляющим Охтинской верфью. Почти три десятилетия
проработал он на этой должности и вырос здесь в ведущего
инженера-кораблестроителя России середины XIX века. Им был спроектирован
56-пушечный фрегат «Прозерпина», 74-пушечный корабль «Фершампенуаз», который был
построен на Охтинской верфи. Зарубежная печать отмечала, что «Фершампенуаз»
является высшим достижением не только русского, но и мирового кораблестроения.
И. А. Амосов за разработку этого корабля получил орден Владимира 4-й степени.
Подобной награды ред-
ко удостаивались кораблестроители. В 1834 году Иван. Афанасьевич спроектировал и
построил небольшой пароход «Мирный», а несколько позже два парусных линейных
корабля: 74-пушечный «Константин» и 84-пушечный «Выборг». Корпуса этих кораблей
были настолько прочными, что перед Крымской войной ученик Амосова корабельный
инженер Мордвинов переоборудовал «Выборг» в винтовой корабль, установив на нем
паровую машину мощностью 450 лошадиных сил. Это был первый винтовой линейный
корабль в русском флоте. Годом позже, в 1854 году, корабельный инженер Шаумбург,
также ученик Амосова, установил на корабле «Константин» 500-сильную паровую
машину. За несколько лет до переоборудования этих кораблей, в 1846
году, Иван Афанасьевич разработал проект первого в нашей стране винтового
фрегата «Архимед». Корабль был заложен на Охтинской верфи и летом 1848 года
достроен. Он имел длину 64,5 метра и ширину 13,4 метра. Четыре паровых машины
составляли общую мощность 300 лошадиных сил. Вооружение — 48 орудий. Наряду с
двухлопастным винтом корабль имел полное парусное вооружение, положенное
фрегату. «Архимеду» не повезло, он разбился у острова Борнхольм, в южной части
Балтийского моря. Взамен погибшего было заложено два таких же винтовых фрегата.
С середины XIX века Охтинская судоверфь полностью перешла на строительство
винтовых фрегатов.
В 1860 году генерал Амосов был назначен инспектором кораблестроения
Кронштадтского порта. И на этой должности он продолжал двигать вперед и
развивать лучшие традиции кораблестроения России.
Мы очень сильно хотим выразить благодарность сайтам, которые помогаю
нам в развитии – СПАСИБО вам друзья. Помогли -
Случайные фото
  
  
|